Моя первая яхта
Какой должна быть первая яхта? И что нужно учесть при покупке новичку? Расскажем в этой статье.
Покупка первой яхты – всегда яркое событие, к которому долго готовятся, взвешивая все «за» и «против». И если совершить ошибку уже на начальном этапе, выбрав неподходящий вариант, впечатления от морских прогулок могут испортиться. К тому же, внушительные первоначальные вложения не всегда удается вернуть. Рассмотрим, какую яхту стоит выбрать в качестве первой при отсутствии должного опыта.
Вопрос №1: «Как судно будет использоваться?»
Собираясь купить яхту, первоначально определитесь, для чего приобретается яхта. Составьте предположительный сценарий использования. Например, на яхте можно совершать непродолжительные прогулки на выходных в пределах внутренних вод. Или другая сторона спектра: полное погружение в морские путешествия с посещением портов и проведением на воде большей части сезона. В первом случае можно обойтись классической семейной яхтой прогулочного типа: небольшой, не предназначенной для преодоления двухметровых волн, но комфортной и достаточно быстрой. Во втором потребуется корабль покрупнее, со стальным корпусом, способный обеспечить автономное проживание большого количества людей.
Кстати, о количестве. Сразу подумайте, сколько человек будут регулярно посещать яхту и ночевать на ней. От этого зависит число кают и спальных мест. Если гостей будет немного, рационально задуматься о судне с возможностью организации временных спален, которые легко убираются. А вот большим семьям нужны постоянные стационарные каюты.
Вопрос №2: «На какие характеристики обратить внимание?»
Россия – крайне переменчивая страна в плане погоды. Поэтому даже на внутренних водоемах и водохранилищах могут создаваться штормовые условия. Не говоря уже о морях, где ситуация способна измениться буквально в течение часа. Поэтому нужно задуматься о защите от непогоды и обеспечении комфорта на борту. Здесь отпадают открытые прогулочные лодки и спортивные катера, у которых совершенно другие задачи.
Обратите внимание на объемы топливного бака и емкостей для питьевой воды. Их должно хватать для путешествий хотя бы на 2-3 дня с учетом общего количества посетителей. Конечно, мы не рассматриваем крупные суда, способные переплыть без дозаправки Атлантический океан, но яхта должна обеспечивать автономность хотя бы на 300-500 км. И не забывайте о генераторах, так как на борту много электроники. Отлично, если на крыше имеются солнечные батареи.
Подытожим перечисленные выше требования: комфортабельность в любую погоду, наличие генерирующего оборудования, достаточный запас хода и питьевой воды для выхода в море на все выходные. Под эти требования отлично подходит судно VARANTY на 34 фута с топливным баком на 600 литров и запасом воды до 200 литров.
Вопрос №3: «Серийное производство или на заказ?»
Первый вариант – индивидуальное проектирование с привлечением дизайнеров, мебельщиков, механиков и хорошей верфи. Среди производителей особой популярностью пользуются Blohm & Voss, Trinity Yachts, Benetti, Heesen, Perini Navi Group, Feadship, Oceanco, Crosswind и другие. Это зарубежные верфи премиум-класса, но есть и российские. Инженеры учтут пожелания вашей семьи, подберут идеальные технические характеристики по сценариям использования и обеспечат дальнейшее обслуживание. Но есть загвоздка: такая услуга стоит крайне дорого. К тому же, выпуск эксклюзивной яхты – это длительный процесс. Первой морской прогулки придется ждать месяцы, а иногда и годы.
Серийное производство предпочтительнее, если вы не гонитесь за уникальностью и не хотите долго ждать. Типовые проекты уже опробованы, готовые яхты прошли испытания, они безопасны и практичны. Стоит готовое судно дешевле, особенно когда речь идет о подержанной модели. Но приходить на вторичный рынок без специалиста по подбору – рискованный шаг.
Вопрос №4: «Кто будет управлять кораблем?»
Варианта, на самом деле, два:
- Шкипер. Расслабленный режим владения яхтой подразумевает найм капитана. Он полностью возьмет на себя управление судном, навигацию, мониторинг технического состояния. Специалист сообщит, подходящие ли сейчас погодные условия для выхода в море, когда зайти в порт для дозаправки, на что обратить внимание механиков при следующем ТО. Конечно, шкиперу придется платить зарплату, а некоторые стоят дорого. Плюс, необходимо предусмотреть место для отдыха. Хорошо, если капитанская каюта отделена от гостевых и имеет свой подъем на мостик. Но не все яхты оборудованы такой инфраструктурой.
- Владелец. Чаще всего о покупке судна задумываются люди, вдохновленные морскими путешествиями, и для них важен сам процесс управления. Но законодательство РФ требует наличия прав. Так как в качестве первой яхты приобретается небольшое судно (до 20 метров), можно без проблем обучиться на «любительские» права в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС. Это не займет много времени. Для больших кораблей подготовка гораздо серьезнее.
Если вы приобретаете яхту только для беззаботного отдыха, и морские маневры вас не интересуют, воспользуйтесь услугами шкипера. Самостоятельное управление разрешено только при наличии прав. Но обучение стоит того: незабываемые ощущения от руления обеспечены.
Вопрос №5: «Моторная или парусная?»
Принято считать, что парусные яхты выбирают романтики. Что может быть прекраснее прогулки под парусом, подгоняемым морским ветром в сторону заката? Есть и другие преимущества такого выбора: лучшая устойчивость, автономность, относительно доступная цена. Но в качестве первой парусную яхту рассматривать не стоит. Во-первых, для управления подобным судном требуются солидный опыт и физическая подготовка. В море все будет зависеть от ваших навыков и умения обращаться с парусами. Во-вторых, на парусном судне меньше места для комфортного времяпрепровождения. Они плохо подходят для вечеринок, праздников, беззаботных морских прогулок. Спальных мест и уборных по минимуму.
Как показывает практика, в 80% случаев покупатели своих первых яхт выбирают вариант с мотором. Такие корабли значительно проще в управлении, здесь комфортнее, они быстрее перемещаются по водной глади, позволяют эффективно маневрировать на волнах. Например, двигатели VARANTY обладают мощностью 320 л.с., а на борту со всеми удобствами разместятся до 8 человек. Мощь, комфорт и легкость управления – такое сочетание характерно только моторным судам. Отметим, что первоначальные вложения в них будут выше, но относительно недорогие эксплуатационные расходы и обслуживание на длинной дистанции позволяют «отбить» разницу.
Часто встречающиеся ошибки
Вместо заключения перечислим характерные ошибки, из-за которых давняя мечта превращается в большое разочарование:
- Спешка. Покупка яхты – ответственный процесс. Если поддаться эмоциям, совершить необдуманную сделку, вы обязательно пропустите недостатки модели.
- Отсутствие финансового плана. Стоимость судна, которую запрашивает производитель – это лишь базовая часть вложений. Обязательно разберитесь, каких средств потребует дальнейшая эксплуатация. Учитывайте ставку транспортного налога, топливо, ТО, стоянки в яхт-клубах и т. д.
- Выход на вторичный рынок без опыта. Для первой яхты лучше покупать новую модель. Если сумма сильно ограничена и единственным вариантом остается «вторичка», тщательно осматривайте судно с приглашением специалиста. Нарваться на неликвид очень просто, а продать его потом не всегда возможно.
- Переплата без реального эффекта. В яхтенном деле верфь играет важную роль, но малоопытные покупатели рискуют переплатить просто за название бренда. Выбирайте в первую очередь по характеристикам, а не по картинке в фильмах или яхте в игре ГТА 5.
Идеальный портрет первой яхты выглядит так: длина около 34 футов, моторная, с запасом хода на выходные, комфортабельными местами на несколько человек, новая (не вторичный рынок, чтобы легче было продать в будущем), простая в освоении. И Varanty идеально вписывается в указанные рамки.