Как купить права на яхту и стоит ли это делать
Для отправления в самостоятельное плавание на яхте нужна не только сама яхта, но и удостоверение на право управления водными транспортными средствами. Права на яхту похожи на водительское удостоверение: чтобы их получить, нужно пройти обучение и сдать экзамен.
Наличие прав на яхту проверят, если вы захотите взять яхту в аренду, а также такой документ потребует показать береговая охрана. Если в случае проверки документов обнаружится, что права на управление яхтой поддельные, вас ждет буксировка в порт и штраф за управление водным транспортом без удостоверения. Обладателю поддельных прав также грозит уголовная ответственность за подделку документов.
Поэтому опытные яхтсмены советуют не рисковать деньгами и, тем более собственной свободой. Проходить должное обучение управлению водным транспортом также важно для собственной безопасности: морские путешествия не так просты, как может показаться на первый взгляд.
В этой статье расскажем:
- Как получить права на яхту в России?
- Как получить международные права на яхту?
- Какие бывают категории международных прав на яхту?
- Сколько стоит обучиться управлять яхтой?
Как получить права на яхту в России?
Чтобы получить удостоверение на право управления маломерными судами в России, нужно:
1) Пройти обучение в яхтенной школе. Научиться управлять парусной яхтой можно примерно за 10 дней, моторной яхтой – за 7 дней. При этом желательно, чтобы и теоретическая и практическая часть обучения проходила на яхте – это поможет обучиться быстрее и эффективнее. Гораздо проще запомнить сложные названия яхтенных снастей, когда можно сразу посмотреть на их работу вживую. Но перед занятиями на яхте будет полезно заранее посмотреть видео по навигации в интересующем вас регионе и правилам расхождения судов.
Стоимость обучения на водоемах внутри страны составляет около 30 000 рублей. Документ об окончании обучения в яхтенной школе нужно будет принести на экзамен.
2) Пройти медицинское обследование. Для получения прав на управление яхтой нужно пройти осмотр невролога, окулиста, хирурга, психиатра, нарколога, ЛОР-специалиста и терапевта. Срок действия такой справки – 1 год, то есть вы можете сдавать экзамен с одной и той же справкой несколько раз.
3) Сдать теоретический экзамен в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС). Теоретический экзамен – это 10 тестов на комьютере, на прохождение которых дается 20 минут. Для успешной сдачи экзамена можно совершить не более двух ошибок. Если больше – экзамен считается проваленным, после чего нужно будет повторно записаться на сдачу.
Экзамен включает в себя вопросы о строении судна, учете погодных условий при управлении, безопасности на борту, предотвращении потопляемости, пожаров и посадки на мель, а также многие другие аспекты морского путешествия. Тесты ГИМС доступны в интернете, так что перед сдачей настоящего экзамена есть возможность потренироваться.
4) Сдать практический экзамен в ГИМС. Практическая часть экзамена проходит в судоходный сезон (с весны по осень в европейской части России) в заливе реки или на озере. Инспектор ГИМС проверит все важные для безопасности навыки кандидата, начиная с посадки в лодку, спасения условного утопающего, маневрирования (аналогичного автомобильной «змейке»); заканчивая подходом к берегу и швартовкой. Экзамен проходит на том же типе водного транспорта, для управления которым вы получаете права: моторной или парусной лодке, катамаране или гидроцикле.
5) Оплатить госпошлину в размере 1300 рублей.
6) Сделать 2 фотографии 3х4 см.
7) Забрать готовый документ можно будет в течение недели после успешной сдачи экзамена.
Важно помнить, что права на яхту действуют 10 лет с момента их получения. По истечении этого срока нужно будет повторно пройти медицинское обследование и сделать фотографии. Сдавать экзамен при повторном получении прав на яхту не нужно.
Как получить международные права на яхту?
Международные права на яхту могут понадобиться вам, чтобы арендовать яхту заграницей, например в Турции, Греции или Таиланде. Российский документ ГИМС чартерные компании могут не принять.
Чтобы оформить международные судоводительские права, дополнительно к требованиям ГИМС, нужно пройти обучение в яхтенной школе, которая аккредитована международными организациями. Таких организаций несколько: британская Royal Yachting Association (RYA), канадская International Yacht Training (IYT) и европейская International Sailing School Association (ISSA).
Программы обучения по всем трем стандартам очень похожи. Основные различия состоят в том, насколько строго международные организации контролируют школы и инструкторов при обучении и приеме экзаменов, стоимости обучения по программам и репутации этих организаций.
Royal Yachting Association (RYA)
Самой качественной считается программа RYA, потому что обучение и выдача прав здесь проводится поэтапно. Сначала вы проходите базовый курс Competent Crew, и только потом курс Day Skipper, который дает вам право стоять за штурвалом. Экзамен в RYA сдать сложно, не все сдают с первого раза. Сложность сдачи компенсируется тем, что права по стандартам RYA выдаются один раз и действуют всю жизнь. Также для обучения и сдачи экзамена по стандарту RYA нужно будет освежить школьный курс английского языка, потому что обучение ведется строго на английском языке.
International Yacht Training (IYT)
Легче учиться по стандарту IYT – обучение в таких школах ведется на национальном языке той страны, в которой они расположены. В России обучение ведется на русском. Права, выдаваемые школами IYT признаются по всему миру. Однако репутация организации под угрозой: из-за менее строгого контроля некоторые школы выдают права без полноценного курса обучения. По сути, они продают права на яхту. Сдать экзамен в таких школах просто, но и полагаться на свои скудные знания после таких недобросовестных учителей нельзя. Поэтому при выборе школы обращайте внимание на длительность практической части курса. Освоить яхтенное дело «всего за 5 дней» не получится. Также помните, что права IYT нужно обновлять каждые 5 лет.
International Sailing School Association (ISSA)
Удостоверения, сертифицированные ISSA, имеют мало доверия в мире. Такие права получить проще всего, но будьте готовы к отказу чартерной компании при запросе на аренду яхты в Хорватии и некоторых других странах.
Какие бывают категории международных прав на яхту?
Права на яхту, как и автомобильные права, имеют категории.
Для того, чтобы взять яхту в аренду заграницей, будет достаточно прав категории Bareboat Skipper (по стандарту IYT), Inshore Skipper (по стандарту ISSA) или Day Skipper (по стандарту RYA). По этой лицензии вы сможете совершать плавания в дневное время не дальше 20 морских миль от берега.
Чтобы отойти от берега дальше 20 миль понадобится категория Coastal Skipper (или Offshore Skipper). По ней вы можете отплыть на яхте на расстояние до 60 морских миль и двигаться на яхте ночью.
Самая высокая категория яхтенных прав называется Yachtmaster (Master of Yacht). С такой лицензией вы сможете совершать многодневные переходы в открытом море, а также зарабатывать деньги в качестве капитана яхты.
Однако опытные яхтсмены знают, что категория в правах не так важна, как практический опыт и число пройденных за штурвалом морских миль. Поэтому, арендуя яхту для развлечений, не поленитесь воспользоваться случаем и начните приобретать опыт, наблюдая за действиями профессионалов.
Сколько стоит обучение на права на яхту?
Стоимость теоретической части обычно составляет от 20 000 до 30 000 рублей. Стоимость практической части сильно зависит от того, где именно предполагается ее прохождение. В случае выезда в такой популярный яхтенный регион, как Средиземное море, на обучение придется потратить около 6 500 рублей в день на человека, плюс расходы на питание и проживание за 10 дней учебы, однако это ничего по сравнению со стоимостью покупки яхты.
Международные права выдаются не в ГИМС, а в аккредитованной для этого организации в России. Чаще всего это и есть яхтенные школы, которые организуют учебные выезды на курорты Греции или Турции «под ключ»: в их стоимость кроме обучения включены питание, проживание и трансфер. Цена таких курсов сопоставима с туристическим туром – например, 10-дневный курс одной из школ с практическим обучением в Турции стоит 110 000 рублей на человека.
Капитан яхты – не только профессия, это призвание и страсть, которые остаются с человеком на всю жизнь. Чтобы стать капитаном яхты, недостаточно получить или, тем более, купить права на яхту. Яхтинг требует от участников терпения, холодного разума, выносливости и готовности к любым поворотам. И чем больше вы будете проводить под парусом или за штурвалом моторной яхты, тем больше вы будете уважать вашу яхту, море и коллег по морскому делу.
Мы подготовили обзор лучших курсов шкиперов (яхтенных капитанов) в России. Рассматриваем различные аспекты обучения на курсах капитанов, их важность и преимущества. Вы узнаете о программе обучения, стандартах, получаемых сертификатах, а также о том, какие навыки и знания можно получить, пройдя курсы яхтенных капитанов.